Мнение эксперта. Развенчиваем мифы и отвечаем на вопросы о современной стоматологии.

Кутузова Наталья Николаевна

Врач-стоматолог-терапевт детский

Наш главный специалист по детской стоматологии

I. На какие стоматологические темы стоит сейчас обратить особое внимание, расставить акценты? Ведь, несмотря на растущее с каждым днем количество стоматологий, очень много людей сталкиваются с проблемами стоматологического характера, и, к сожалению, у большинства уровень понимания проблемы зачастую поверхностный. Каковы массовые заблуждения?

1. Одной из стоматологических проблем является то, что многие люди обращаются к стоматологу при появлении боли в зубе, выпадении пломбы или другого дискомфорта. Устраняют этот дискомфорт (т.е. лечат причинный зуб) и не проводят полную санацию полости рта.

Многие живут по принципу: если зубы не болят, то проверять их не стоит. В этом большая ошибка. Ведь многие заболевания твердых тканей зуба сначала могут протекать бессимптомно, разрушения проходить незаметно. Поэтому для профилактики посещать стоматолога нужно минимум 2 раза в год. Хотя бы для того, чтобы убедиться, что все в порядке.

Также хочу отметить, что еще остаются такие люди, которые не знают, как правильно чистить зубы, не пользуются дополнительными средствами гигиены полости рта (флосс, ополаскиватель), не обращаются к стоматологу для проведения профессиональной гигиены полости рта или чистят зубы у стоматолога редко.

2. Следующий момент, опять же относящийся к первому пункту. При осмотре полости рта и выявлении разрушенных зубов, пациент отказывается удалять такие зубы, ссылаясь на то, что они не беспокоит его в данный момент. Необходимо объяснить пациенту, что во рту имеются очаги или очаг хронической инфекции – постоянно размножаются бактерии. И из-за этого страдают и внутренние органы – сердце, почки, суставы.

То же касается и тех зубов, которые ранее уже лечились по поводу осложненного кариеса. Если на Rg-снимке врач увидел очаги деструкции костной ткани или неполноценно запломбированные корневые каналы, то нужно обязательно провести лечение зуба и по необходимости восстановить такой зуб ортопедически, чтобы сохранить жевательную эффективность зуба.

3. Еще одно из массовых заблуждений, что жевательная резинка может излечить зубы от проблем и некоторые жуют ее непрерывно. Такой метод очистки зубов эффективен только в течение 10 минут после еды. В этот период снижается кислотно-щелочной баланс полости рта, и жевательная резинка помогает его восстановить. Продолжительное жевание негативно влияет на состояние желудка, стимулируется выработка желудочного сока, он поступает в желудок и раздражает слизистую. Также постоянное жевание плохо сказывается на работе височно-нижнечелюстного сустава, что может привести к развитию серьезных патологий.

4. Многие считают, что чем зубная паста дороже, тем лучше. На самом деле аптечные варианты зубных паст будут более эффективны. Хотя бы 1-2 раза в год нужно профессионально чистить зубы у стоматолога, где доктор посоветует о выборе зубной пасты, дополнительных средствах гигиены полости рта, покажет, как правильно чистить зубы. Рекомендуется чистить зубы разными вариантами паст: с утра больше подходят абразивные варианты, вечером те, что содержат экстракты трав. При этом пасты нужно регулярно менять, т.к. у микробов полости рта вырабатывается привыкание.

5. Нередко можно услышать, что проблемы с зубами списываются на наследственность. На самом деле строение твердых тканей зуба действительно предается по наследству. Но на структуру зуба влияют и другие факторы, которые могут «убить» даже идеально здоровые зубы. Это хронические заболевания, рацион питания, соблюдение гигиены полости рта, качество лечения когда-то молочных зубов.

6. Еще одно заблуждение, что при удалении одного или нескольких зубов не нужно возмещать «пустые» промежутки в полости рта. Необходимо пояснить пациенту, что снижается жевательная эффективность, другие зубы испытывают дополнительную нагрузку и так далее.. Нужно провести имплантацию или протезирование беззубых участков полости рта.

Заблуждения родителей о детской стоматологии:

1. Молочные зубы не надо лечить, т.к. их все равно сменят потом постоянные.

На самом деле: именно от здоровья молочных зубов зависит качество постоянных.

2. Молочные зубы с кариесом не нужно лечить! Лучше удалить их, чтобы на их месте сразу появились постоянные.

На самом деле: у каждого постоянно зуба свое время прорезывания. Раннее удаление молочного зуба ведет к смещению других зубов на место удаленного, и постоянный прорежется не на своем месте, т.е. нужно будет впоследствии исправлять неправильный прикус. Также отсутствие молочных зубов имеет негативное влияние на пережевывание пищи, может нарушиться развитие лицевого скелета, дикция, сформироваться косметические недостатки. Поэтому кариес и пульпит молочного зуба нужно лечить!

3. Миф, что в молочных зубах нет корней, т.к. родители видят, что при смене молочного зуба выпадает только коронковая часть.

На самом деле: по мере приближения к физиологической смене корни молочного зуба резорбируются!

4. Есть еще те родители, которые навязывают свой негативный опыт посещения стоматолога ребенку, приводят ребенка к врачу только тогда, когда у него появится боль в зубах.

На самом деле: ребенка впервые нужно показать детскому стоматологу в 1-ый год жизни. Врач проведет осмотр полости рта ребенка, проконсультирует родителей. Осмотры нужно осуществлять 2 раза в год (или 1 раз в 3-4 месяца). В детском возрасте патологические процессы развиваются очень быстро, а их ранняя диагностика позволит провести простое, быстрое, безболезненное и недорогое лечение. Регулярные профилактические осмотры зубов не вызывают у ребенка чувство страха.

5. Кто-то из родителей не знает, что в 6 лет у ребенка прорезываются задние зубы, которые являются постоянными. Можно услышать такую фразу: «Почему постоянные? Я думала, что это еще одни молочные прорезались!». В этом случае объяснить маме или папе, что первые постоянные моляры (так называемые «шестерки») необходимо как можно быстрее после прорезывания всей жевательной поверхности покрыть герметиком, который будет защищать и укреплять зуб от кариеса.

6. И еще один миф – что посетить врача-ортодонта нужно только после завершения смены молочных зубов на постоянные.

Рекомендуем посетить ортодонта уже когда есть и только молочные зубы, чтобы как можно раньше диагностировать проблему с прикусом и положением зубов и в дальнейшем начать ортодонтическое лечение.

II. Среди мам очень животрепещущая тема - это серебрение зубов детям. Каково ваше экспертное мнение - "да" или "нет" данной процедуре? Ваш взгляд на данный вопрос.

Серебрение молочных зубов – это не лечение , это оттягивание лечения. Этот метод можно применить только при начальном кариесе, когда еще нет полости, а только пятно на эмали. Применяется только у детей до 3-х лет. Зуб очищается влажным тампоном и обрабатывается 30% р-м нитрата серебра. На поверхности эмали образуется защитная пленка, препятствующая проникновению микробов дальше в ткани зуба.

Недостаток:

- зубы меняют цвет, становятся черными

- слишком активный состав 30% р-ра нитрата серебра если попадает на слизистую, может вызвать ожог. И вкус состава очень неприятен.

- при обработке более глубоких поражений тканей зуба может вызвать бессимптомный некроз пульпы, т.е. возникновению хронического очага инфекции на корне молочного зуба, что приведет к его раннему удалению.

Вывод: Я в своей практике (почти 20 лет) метод серебрения не применяю.

По возможности при уже имеющемся поражении твердых тканей, наличии полости провожу следующее лечение:

- щадящая механическая обработка полости ручным инструментом

- пломбирование полости стеклоиономерным цементом.

Если начальный кариес, то:

- реминерализующая терапия в домашних условиях Rocs-гель или Тусс-Мусс (чистить зубы вместо зубной пасты – детям до 7 лет) 2 раза в день курс 21 день. Повторять 1 раз в 4 месяца.

- с 3-х лет кабинетное фторирование

- к тому же, в нашей клинике применяется передовой метод реминерализации зубов с наногидроксиапатитом, очень высоко зарекомендовавший себя.

Обязательно устранить причину возникновения (ночное углеводное питье из бутылочки, ночное грудное кормление детей после 1 года).

III. Во многих клиниках можно приобрести различную сопутствующую продукцию - зубные пасты, щетки, специальные щетки для брекетов и так далее. Есть ли в ваших клиниках подобное? Подбираете ли вы уходовые средства для своих пациентов?

В нашей клинике осуществляется подбор индивидуальных средств гигиены полости рта, в частности, после проведенной профессиональной гигиены полости рта.

Врач-ортодонт после постановки брекет-системы обязательно порекомендует и выдаст специальные зубные щетки, ершики и зубную пасту.